Влияние миграционных потоков на криминогенную обстановку

СКАЧАТЬ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(ФГКУ «ВНИИ МВД РОССИИ»)

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР № 1

 

По исследованию проблем криминологического обеспечения

деятельности органов внутренних дел, анализа и

прогнозирования преступности, социологического

обеспечения деятельности органов внутренних дел, изучения

общественного мнения о полиции

аналитический обзор

влияние миграционных потоков на криминогенную

обстановку на территории Российской Федерации

 

(п. 1.2.2 ПНО МВД России на 2018 г., п.1.1.2 плана НИР ФГКУ «ВНИИ МВД России» на 2018 г.,

(авторский коллектив: В.И. Коваленко, Л.М. Шураева, П.С. Жуков)

Москва - 2018

 

Введение

Аналитический обзор подготовлен по заявке ГУВМ МВД России от 21.07.2017 № 20/20794 (п. 1.2.2 Плана научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на 2018 год, п. 1.1.2 Плана НИР ФГКУ «ВНИИ МВД России» на 2018 год).

Миграционные потоки являются неотъемлемой частью как региональных, так и международных социальных процессов. Миграция оказывает влияние на социально-демографические и экономические показатели, а незаконная миграция служит социальным фоном преступности, детерминируя негативные явления в сфере общественной безопасности. Деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с организацией незаконной миграции, определена в качестве одной из основных угроз национальной и общественной безопасности, обозначенных в утверждённой Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

В современных условиях глобализации необходимо иметь представление об актуальных и потенциальных угрозах национальной безопасности, исходящих от существующих миграционных потоков, оценить степень влияния миграции на состояние преступности в Российской Федерации. Результаты изучения статистических данных, характеризующих миграционную ситуацию в Российской Федерации, анализа влияния миграционных процессов на криминогенную обстановку на территории страны позволят сформулировать существующие миграционные риски, дать им криминологическую оценку. Своевременное выявление новых тенденций и угроз национальной безопасности в данной сфере позволить повысить эффективность реализуемых профилактических мер при осуществлении миграционной политики.

Для достоверного прогнозирования миграционных процессов и выработки на его основе оптимальных механизмов регулирования требуется проведение соответствующего мониторинга мигрантской среды. Именно информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики, предусматривающее в том числе проведение научно-исследовательских разработок для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки эффективности различных миграционных программ, выделено в один из разделов Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Фактологической основой исследования, его оценок и выводов являются:

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

- статистические данные ГУВМ МВД России за период с 2015 по 2017 гг.;

- статистические данные ФКУ «ГИАЦ МВД России» о преступлениях на территории Российской Федерации за период с 2015 по 2017 гг.;

- статистическая информация Росстата об итогах миграции населения Российской Федерации, численности занятых в экономической деятельности иностранных лиц;

- результаты авторских и иных криминологических исследований, посвящённых анализу миграционной ситуации, состояния преступности в России;

- аналитические отчёты, обзоры и иные материалы по рассматриваемой тематике, в т.ч. размещённые в сети Интернет.

Практическая значимость исследования определяется содержанием и характером ряда его положений и выводов, используемых при выработке управленческих решений в области реализации государственной миграционной политики.

1. Общая миграционная ситуация в Российской Федерации

В настоящее время интенсивность миграционных процессов в нашей стране позволяет оценить миграционную ситуацию в целом как стабильную, что отражает взвешенную государственную политику Российской Федерации в этой сфере, эффективно действующее законодательство, результативность комплексных мер, направленных на предупреждение межнациональных конфликтов, выполняемых в рамках положений Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 602 «Об обеспечении межнационального согласия».

По данным Федеральной службы государственной статистики (состояние на май 2017 г.)* 1 в стране фиксируется стабильный миграционный прирост, составивший в 2016 году 261 948 человек. Как можно наблюдать, на фоне увеличения за пятнадцатилетний период объема миграции (как внешней, так и внутренней) почти в два раза, миграционный прирост в целом изменился не сильно и в среднем, достигнув пика в 2011 году (319 761 человек) стабилизировался с тенденцией к снижению.

В соответствии со статистикой Главного управления по вопросам миграции МВД России (ГУВМ МВД России) в 2017 году осуществлено постановок на миграционный учет 15 710 227 иностранных граждан и лиц без гражданства (в 2016 г. - 14 337 084). Основные миграционные потоки образуют граждане Узбекистана (4 082 377 человек, 25,9%), Таджикистана (2 106 256 человек, 13,4%), Украины (1 792 247 человек, 11,4%) и Китая (1 457 385 человек, 9,2%), что отражает тенденцию последних лет2.

1 Для сравнения, в 2015 году в Российскую Федерацию прибыло 4 734 523 лица, из них 598 617 человек из зарубежных стран, в том числе из стран СНГ 536 157 человек, из стран дальнего зарубежья почти в десять раз меньше - 62 460 человек. Всего выбыло из России 4489 139, миграционный прирост составил 245 384 человека Для сравнения, в 2000 году, по данным Росстата, в России число прибывших лиц составило 2 662 329 человек, а выбывших — 2 420 574 человека, миграционный прирост составил 241 755 человек. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.m. Данные обновлены на 19.05.2017.

2 Так, в 2016 году количество поставленных на миграционный учет иностранных граждан составляло: Узбекистан - 3 354 389 человек. Украина - 1 933 825 человек, Таджикистан -1 892 404 человека, Китай - 1 288 519 человек.

Число прибывших в Российскую Федерацию иностранных граждан в прошлом году составило 589 033 человека (575 158; +2,4%), основная доля которых приходится на жителей стран СНГ (89%; 524 452 человека). В их числе 150 182 гражданина Украины (-15,7%), 71 680 граждан Казахстана (+3,3%), 64 073 гражданина Узбекистана (+5,1%), 63 467 граждан Таджикистана (+20,5%), 46 898 граждан Армении (+6,7%). Из стран дальнего зарубежья 8 237 гражданина Китая (+2,6%), 6 809 граждан Грузии (+4,6%), 3 912 граждан Вьетнама (+4,7%), 3 704 гражданина Германии (-10,8%).

Несмотря на снижение общего числа фактов приобретения гражданства Российской Федерации (2017 г. - 257 822, -2,8%), сохраняется процесс натурализации, оседания иностранцев в России. Основная часть тех, кто приобрел (приняты, восстановлены, признаны) гражданство Российской Федерации, приходится на граждан стран СНГ, в числе которых жители Украины (33%), Казахстана (15,8%), Таджикистана (11,3%), Армении (9,7%), Узбекистана (9,1%), Молдовы (6%), Азербайджана (4%). Сократилось число оформленных разрешений на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства (295 761; -8,5%), увеличилось количество оформленных видов на жительство (185 800; +0,7).

Несмотря на отдельные проблемы в социально-экономической сфере, в настоящее время Россия является одним из наиболее стабильных регионов мира, в связи с чем продолжает оставаться привлекательной для огромной армии мигрантов.

Согласно информационно-статистическим данным о численности вынужденных мигрантов, последние три года сохраняется тенденция снижения их числа. Численность лиц, признанных беженцами на территории Российской Федерации и состоящих на учете, по состоянию на 01 января 2018 года, составила 592 человека, вынужденных переселенцев - 13 795 человек, получивших временное убежище — 125 442 человека3.

Миграция беженцев из зоны военных действий в настоящее время и в ближайшей перспективе будет постоянно действующим фактором, что подкрепляется статистическими данными. Так, в наиболее активный период военных действий в Сирии, Украине, был зафиксирован рост числа беженцев из этих стран. Согласно данным ГУВМ МВД России, к январю 2016 года более 300 тыс. граждан Украины и более 1 тыс. граждан Сирии были поставлены на учет как лица, получившие временное убежище. Наибольшее число лиц, обратившихся за оформлением статуса беженца и оформивших его (состоят на учете) - граждане Афганистана и Украины4.

Несмотря на то, что доля граждан государств Европейского союза в миграционном потоке прибывших на территорию Российской Федерации в 2017 году составила 1,5% (в 2016 г. - 1,9%), а в абсолютных значениях зафиксировано снижение на 19,8%, отмечается рост (+11,4%) абсолютных значений числа граждан других стран (2017 г. - 9,5% от миграционного потока, в 2016 г. - 8,7%).

Официальные данные о постоянном притоке законно прибывающих в страну мигрантов отражают стабильную на протяжении последних лет тенденцию усиления миграционных процессов, в первую очередь трудовой миграции. Из регионов на первом месте по числу въезжающих иностранных граждан остается г. Москва (см. диаграмму I)5.

По данным ГУВМ МВД России, наибольший прирост количества поставленных на миграционный учет иностранных граждан зафиксирован в Сибирском федеральном округе (+25,3%), Дальневосточном федеральном округе (+22,3%), Северо-Западном федеральном округе (+19,7%) и Северо- Кавказском федеральном округе (+13,5%). Снято с миграционного учета 10 588 289 иностранных граждан (2016 г. - 9 353 554; +13,2%).

Анализ озвученных мигрантами целей прибытия в страну позволяет прийти к выводу, что основная масса прибывших являются трудовыми мигрантами, что подтверждается данными миграционной службы. Так, из общего числа первично поставленных на миграционный учет в 2017 году иностранных граждан (10 630 541 человек) у почти половины из них (45,7%; 4 854 004 человек) целью прибытия в Российскую Федерацию значится «работа». Основная масса трудовых мигрантов приходится на граждан Узбекистана (37,5%), Таджикистана (19,3%) и Украины (10,4%).

В 2017 году иностранным гражданам оформлено 148 326 разрешений на работу (-0,4%), в том числе квалифицированным специалистам - 18 017, высококвалифицированным специалистам - 26 531, и 1 682 622 патентов (+11,4%). Наиболее привлекательными субъектами Российской Федерации для трудовых мигрантов являются г. Москва (36,4%), г. Санкт-Петербург и Ленинградская область (14,7%), Краснодарский край (2,7%), Свердловская (2,4%) и Самарская (2,1%) области.

Помимо «работы» основными целями въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию также остаются «туризм» (23,5%) и «частная цель» (19,1%). Основными туристически привлекательными регионами стали г. Санкт- Петербург и Ленинградская область (55,6%), Иркутская область (7,1%), Приморский край (7%) и г. Москва (6,9%). Наибольший поток туристов приходится на граждан Китая (42,1%), Южной Кореи (6,6%) и Германии (5,2%).

Проведенный подсчет общего количества прибывших граждан в зависимости от цели пребывания в нашу страну показал следующее. Из общего количества прибывших, почти 4 млн. (3931) человек (данные несколько округлены) указали цель - работу по найму, наибольшую группу из них составили молодые мужчины в возрастных группах 18-29 лет (1,5 млн. человек) и 30-39 лет (753 тыс. человек). Более 121 тыс. молодых людей и 3 тыс. девушек в возрасте 17 лет и менее также указали цель прибытия - работа по найму, это при том. что с 2013 году работа несовершеннолетних иностранцев на территории России запрошена (за исключением сферы спорта и культуры). Около 3 млн. 850 тыс. человек указали цель пребывания - частная. Наибольшую группу опять составили молодые люди в возрасте 18-29 лет (630 тыс. человек) и 30-39 лет (505 тыс. человек). На наш взгляд, представляется, что в общей сложности, именно эти две самые многочисленные (по цели пребывания) категории прибывших иностранных граждан - более 8 млн. человек и определяют «лицо» трудовой миграции6.

В целом 58 тыс. прибывших назвали цель пребывания «коммерческая» (наибольшие групп представлены мужчинами в возрасте 40-49 лет и 30-39 лет, несколько меньше 18-29 лет), 186 тыс. — «деловая» (наибольшая группа мужчин 18-29 лет, несколько меньше 30-39 и 40-49 лет), 258 тыс. - «учеба» (наибольшее

Таким образом, миграционная ситуация характеризуется с одной стороны небольшим снижением миграционного прироста в текущем году, что обусловлено оптимизацией миграционной политики, направленной на более жесткое регулирование, учет и контроль прибывающих иностранных лиц.

2.      Влияние миграции на состояние преступности в Российской Федерации

Российскими специалистами высокая мобильность населения, в том числе миграция традиционно признается одним из факторов, способствующих нестабильности общества, и благоприятной средой для роста преступности.

Особенность миграционной ситуации как фактора, оказывающего влияние на криминогенную обстановку, состоит в том, что ее (миграцию) с одной стороны нельзя однозначно оценивать как негативную, поскольку она несет в себе и позитивные моменты. С другой, действие условно обозначаемых нами «миграционных» факторов нельзя признать постоянно действующими детерминантами, однако их качество таково, что в зависимости от величины и глубины их проявления в обществе, в конечном итоге зависит не только общая социально-экономическая (усиление конкуренции на рынке труда, повышение уровня безработицы), демографическая ситуация в стране, но и изменение социального фона преступности.

Особая обеспокоенность руководства страны, вызванная возникновением и распространением новых видов преступной деятельности, в том числе обусловленной миграционными процессами, отражена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, в которой специально подчеркивается, что в настоящее время «обостряются угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми ... и другими проявлениями транснациональной организованной преступности».

Несмотря на снижение абсолютных показателей преступности, связанной с незаконной миграцией (-24,3%), - в 2017 году зарегистрировано 1239 преступлений по ст. 322.1 УК РФ, миграция продолжает играть важную роль в детерминации некоторых видов преступлений (корыстных, корыстно-насильственных, экономических и пр.).

Наибольшее влияние миграция оказывает на состояние и тенденции следующих видов преступности: торговля людьми и криминальная эксплуатация человека; экстремизм и террористическая деятельность; незаконный оборот оружия; незаконный оборот наркотических средств.

Торговля людьми и криминальная эксплуатация человека. Взаимосвязи миграции с торговлей людьми и криминальной эксплуатацией человека, как международными экспертами, так и отечественными специалистами признаются наиболее тесными и взаимодетерминирующими. Усиление миграционных потоков способствовало проявлению негативных тенденций преступности в сфере торговли людьми, поскольку мигранты в силу своего статуса являются наиболее уязвимой группой населения, соглашаются на любые условия труда, в том числе в теневой сфере экономики, что еще сильнее снижает их правовую защищенность и делает удобной мишенью предприимчивых лиц в ходе преступной деятельности.

Так, результаты криминологического исследования преступлений в сфере торговли людьми и криминальной эксплуатации человека11, показали, что значительная доля, а именно каждый четвертый преступник - 24,3% «трудовых эксплуататоров» и 14,8% «сексуальных» эксплуататоров, то есть лиц, незаконно эксплуатировавших жертв в «теневом» секторе и сексиндустрии - являлись гражданами иностранных государств (в основном СНГ), имели организаторские способности и необходимые связи для организации легальной трудовой деятельности, в рамках которой создавалась теневая экономика с привлечением работников, или подпольная индустрия оказания сексуслуг, в которой эксплуатации подвергались также прибывшие в страну мигранты.

Экстремизм и террористическая деятельность. Экстремизм как сложное социально-политическое и криминальное явление давно стал трендом современной криминологической ситуации. Геополитические приоритеты ряда ведущих зарубежных государств привели к широкому распространению крайних взглядов и методов действий в политической, религиозной и прочих сферах жизнедеятельности, особенно в молодежной среде. Очевидно, что наибольшему влиянию подвергаются представители наиболее уязвимых слоев населения, к которым, безусловно, можно отнести мигрантов. Проживая в течение длительного время за пределами своего привычной среды обитания, без поддержки родных и близких, не имея возможности устроиться на высокооплачиваемую работу, оплатить медицинские условия и достойные условия проживания, мигранты становятся одним из главных объектов пропагандистской деятельности экстремистских формирований. Манипулируя религиозными чувствами мигрантов, лидеры экстремисткого толка вербуют в свои ряды в первую очередь представителей мигрантской среды, используя последних, в зависимости от прагматических задач в преступной и антиобщественной деятельности (наркотрафик, трудовое рабство, торговля людьми, сексуальная эксплуатация и др.).

С расширением возможностей глобальной сети Интернет пропагандистская работа экстремистских организаций находит отклик у целевой аудитории. Данные процессы отражаются и в статистических показателях. К примеру, с начала военного конфликта на территории Украины, проведения референдума в Крыму и до настоящего времени продолжает увеличиваться число преступлений экстремистской направленности (за период с 2013 по 2017 гг. количество зарегистрированных преступлений в этой сфере удвоилось: с 896 до 1 521 преступления).

Незаконный оборот оружия. Практика незаконного трафика оружия тесно связана с миграцией, особенно ее незаконной составляющей. Именно в районах конфликтов, соприкасающихся с российской государственной границей, объемы незаконного оборота оружия резко возрастают. Продолжающийся с 2014 года рост преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия (с 26 465 преступлений в 2014 г. до 28 916 в 2017 г.), специалисты главным образом связывают с военными действиями на территории Украины, вблизи границ Российской Федерации.

Незаконный оборот наркотических средств. Негативные тенденции наркопреступности обусловлены рядом факторов, в числе которых специалисты выделяют миграцию. Несмотря на то, что в основном наркотики производятся на территории Российской Федерации, располагающей значительной собственной сырьевой базой, многие из них также имеют зарубежное происхождение и поступают контрабандным путем из Афганистана, стран Центрально-Азиатского региона, Северной Африки (Марокко) и Европейского союза.

Стремительный рост незаконного оборота синтетических наркотических средств обусловлен и тем, что в большинстве случаев они поступают из Юго- Восточной Азии (Китая, Мьянмы, Таиланда, Лаоса), Нидерландов, Германии, Польши, Прибалтики. Основными распространителями синтетических наркотиков на территории России являются граждане Украины. «Украинский» наркотрафик будет одним из наиболее опасных направлений в ближайшие годы.

Фиксируется снижение общего количества преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства:   в 2017 году иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации совершено 41 047 преступлений (-6,6%). При этом 36 233 преступления из них совершено гражданами государств-участников СНГ (-5,9%), что составило 88,3% от всех преступлений, совершенных лицами, не являющимися гражданами России (см. табл. 1).

В России по-прежнему сохраняется проблема интеграции мигрантов в новой социальной среде. Приток некоренного населения может способствовать социальной напряженности, обусловленной конкуренцией на рынке труда, нехваткой рабочих мест, безработицей, и кроме того, может «подпитывать» криминогенную среду, поскольку уровень людей с бытовой неустроенностью и безработных особенно высок среди этой категории граждан, а следовательно, рассматриваемая группа лиц является наиболее криминогенно «заряженной», склонна к противозаконному способу разрешения своих проблем, так и наиболее виктимна.

Такие процессы, как глобализация, мировая интеграция экономики, финансово-экономическая нестабильность, открытость границ, увеличение миграционных потоков, социального неравенства и имущественного расслоения общества способствовали новому всплеску организованных видов преступности, спровоцировали дальнейшее повышение уровня бедности, усиление социальной дискриминации уязвимых слоев населения (женщин, детей), обнажили духовный и нравственный кризис всей системы социальных ценностей.

В то же время преступность нельзя объяснять только материальными условиями жизни и неудачами в экономике. Насилие порождается комплексом переплетающихся психологических, духовных, экономических, нравственных, организационных и иных явлений и процессов13. Как мы отметили выше, рассмотренные факторы в большей степени представляют собой неблагоприятный «фон» преступности, способствуют повышению уязвимости достаточно больших групп населения, а последнее обстоятельство (уязвимое положение), как показало исследование, преломляясь сквозь призму других обстоятельств, усиливает виктимность отдельных категорий граждан с одной стороны, и создает благоприятную почву для деятельности предприимчивым преступниками дельцам» с другой стороны, оперативно реагирующим на существующий «спрос» (например, трудоустройства), что в существующих условиях предопределяет негативные тенденции преступности.

3.      Миграционные риски

Миграционная ситуация в России в настоящее время характеризуется относительной стабильностью: с одной стороны - ежегодным планомерным миграционным приростом за счет иностранных граждан, интеграцией населения, с другой, прибывшие мигранты вносят определенный диссонанс, касающийся экономической инфраструктуры, повышения конкуренции на рынке труда и безработицы, а также религиозных и социокультурных противоречий.

В условиях складывающейся общей геополитической ситуации в мире эскалация напряженности в отдельных регионах мира и степень интенсивности военных акций в зоне конфликтов практически незамедлительно провоцируют очередную волну миграции, тем самым существенно повышая условно обозначенные нами внешние миграционные риски для нашей страны.

В 2018 году международные эксперты озвучили следующие данные исследования УНП ООН: количество нелегальных мигрантов, прибывших в европейский регион из разных регионов мира (в основном из зон вооруженных конфликтов), составило более 2,5 млн человек, с ними следовали более 30 тыс. детей, доходы преступников, незаконно ввозивших мигрантов в страны Евросоюза, составили 7 млрд долларов 14. В этой связи нельзя исключать, что мигранты, не получившие документы, даюшие права на пособие и прочие меры социальной поддержки, не сумевшие адаптироваться и трудоустроиться (очевидно, что отсутствие документов в стране проживания автоматически делает их статус незаконным) вынуждены будут искать новые места жительства европейского региона, в связи с чем вероятность их попыток дальнейшей миграция в Россию исключать нельзя.

По другим данным, в 2015-2017 гг. в Европу прибыло четыре миллиона мигрантов, то есть в среднем по 1,3 миллиона человек в год (начиная с 2015 г.). По неофициальным же данным, количество мигрантов в Европе, с учетом нелегальных колеблется от 7 до 10 млн человек15.

Таким образом, в качестве постоянно действующего негативного фактора следует признать и миграционный кризис в Европе, недооценка которого может повлечь запоздалую реакцию властей, и требующего, в свою очередь, упреждающих мер реагирования.

Наряду с относительно отдаленными внешними миграционными рисками, необходимо учитывать существующие внутренние миграционные риски, обусловленные нарастанием дестабилизирующих процессов на территории стран-соседей СНГ, и стабилизацией общеполитической и социально- экономической ситуации в России, что делает нашу страну привлекательной для мигрантов, пересекающих границы нашей страны с различными не всегда очевидными целями.

В этой связи необходимо учитывать точку зрения экспертов, отмечающих высокую степень угрозы усиления террористической и экстремистской деятельности со стороны лиц - выходцев из стран Средней Азии, в числе которых находятся различные категории граждан, как воевавших и имеющих опыт боевых действий и подрывной деятельности в рядах запрещенных террористических группировок, обслуживающего персонала, так и лиц, занимавших высшие посты в руководстве идеологических «мозговых» центров террористов16. В связи с этим нельзя недооценивать психологически грамотную работу «идеологов» международной преступной сети в отношении наиболее уязвимых групп населения, к которым, безусловно, относятся мигранты, особенно в отношении лиц молодого возраста.

В публичных выступлениях представители духовенства выражают вполне справедливые опасения в связи с усилением экстремистских настроений в мигрантской среде. Так, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил обеспокоенность в связи с зависимостью российской экономики от рабочих рук из Средней Азии, которая чревата для России теми же проблемами, что создали в Европе беженцы-мусульмане. Об угрозе скрытых в мигрантском сообществе смертельных угроз для безопасности нашей страны заявил также глава Духовного собрания мусульман России муфтий А. Крганов, который подчеркнул, что в настоящее время на границах Таджикистана, Туркменистана и Афганистана создается новая большая экстремистская группировка численностью в несколько тысяч человек под названием «Хорасан». С учетом хрупких границ Таджикистана и Афганистана, есть опасность того, что произойдет смычка этих экстремистов с большой частью таджиков, проживающих в Российской Федерации», и это не исключает того, что «Хорасан» придет на смену запрещенному в России «Исламскому государству» (ИГИЛ) и, возможно, станет для нашей страны куда более опасной группировкой.

Очевидно, что в таких непростых условиях целенаправленная мощная антироссийская пропаганда, провокационные информационные атаки в виртуальной сети-Интернет, сочетаемые с психологически грамотными средствами воздействия (лекции религиозных лидеров, «научные практики» идейных лидеров-радикалистов, документальные фильмы об исторически спорных территориях, видеоряды из зоны военных действий, информационные ролики пропагандистского и обучающегося характера) будут способствовать усилению негативных явлений в первую очередь в мигрантской среде, усилению социальной напряженности, увеличению доли криминогенно заряженных лиц, нацеленных на решение жизненных проблем противоправным способом.

В настоящее время за рубежом существует целая сеть организаций, специализирующихся не только на проведении террористических и экстремистских акций, иных преступных посягательств, но и занимающихся активной пропагандисткой деятельностью, идеологической обработкой россиян, поиском и вербовкой специалистов-профессионалов для использования их в своей преступной деятельности. Сложная жизненная ситуация мигранта, прибывшего к новому месту проживания и работы - делает его одной из главных мишеней преступно провокационной деятельности радикально заряженных лидеров.

В сложившейся ситуации нельзя недооценивать психологически грамотную работу «идеологов» международной преступной сети, проводимую не только в отношении наиболее уязвимых групп населения, но и целенаправленно в отношении лиц молодого возраста.

Экспертами признается, что трансформация исламского мира произошла после разрушения традиционного, ещё сравнительно недавно вполне патриархального общества. В результате миллионы не обретших какой-либо идентичности молодых людей оказались в малознакомом им мире современной городской цивилизации, став готовым «пушечным мясом» для радикальных и экстремистских движений, настроенных на разрушение существующего мира в целях построения альтернативного, нового мира»18.

Несмотря на отдельные проблемы в социально-экономической сфере, в настоящее время Россия является одним из наиболее стабильных регионов мира, в связи с чем продолжает оставаться привлекательной для огромной армии мигрантов. Миграция беженцев из зоны военных действий в ближайшей перспективе останется постоянно действующим фактором. Несколько замедлившийся процесс натурализации иностранных граждан в России продолжится. Высок риск того, что часть мигрантсткой среды, которая, как добровольно, так и принудительно эксплуатировалась террористами в зонах боевых действий, останется под контролем руководства экстремистских и террористических организаций для дальнейшего использования уже после того, как они покинут зоны активных боевых действий и террористических атак и переместятся в места своего постоянного проживания (Среднюю Азию, Северный Кавказ)19.

Соседство и опасная близость для Российской Федерации ряда среднеазиатских государств, миграционная активность граждан из стран ближнего зарубежья, вынуждает наше государство максимально комплексно подходить к решению вопросов, связанных со снижением миграционных рисков, в их числе: оптимизация миграционной политики и законодательства, усиление мер контроля и учета прибывающих мигрантов, мониторинг занятости прибывших трудовых мигрантов, активизация упреждающей пропагандистско- просветительской деятельности, особенно в СМИ, сети Интернет в целях недопущения конфликтов на этнической почве, экстремистских провокаций, минимизации этих и других негативных последствий.

Вместе с тем влияние внешних факторов - действующие в отношении России санкции; общеполитическая нестабильность в мире; высокорисковая опасность развертывания военных действий и угроза военного конфликта в странах, граничащих с Российской Федерацией, в том числе не исключая военных провокаций в отношении нашей страны и так называемых гибридных войн, оказывают непосредственно, а порою молниеносно провоцируют очередную волну миграции, тем самым предопределяя дестабилизирующие процессы в месте прибытия - повышение уровня конкуренции на рынке труда, и угрозы безработицы для постоянно проживающих (коренных) граждан, общей социально-психологической напряженности.

Сохраняющиеся внешние риски и угрозы провокационной и подрывной работы зарубежных «идеологов», направленной на «раскачивание» мигрантской среды и дестабилизацию обстановки, не исключают проявления негативных тенденций, что обусловливает необходимость повышенного внимания к данному направлению предупредительно-профилактической деятельности органов внутренних дел.

Заключение

Миграция остается одним из основных факторов, оказывающих существенное влияние на демографические, политические процессы, социально- экономическое, культурно-историческое развитие страны. Интенсивность и направленность как внутренних, так и внешних миграционных потоков обусловливает состояние межэтнических отношений, в том числе этно- демографического баланса (риск сдвига в этнической структуре, этнокультурологические противоречия), значимых социально-экономических показателей (риск осложнения ситуации на рынке труда, нагрузка на социальную инфраструктуру), состояние общественной безопасности (риск возникновения межэтнических конфликтов, роста преступлений в мигрантской среде).

Формулирование основных миграционных рисков, оценка степени криминализации сферы незаконной миграции позволяет выявить основные направления превенции в механизме реализации миграционной политики.

Преодоление таких негативных факторов, как недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность остаются одними из приоритетных направлений в сфере государственной национальной политики Российской Федерации21.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что в настоящее время миграционная политика нашего государства и целенаправленная комплексная деятельность административно-муниципальных учреждений, органов внутренних дел и непосредственно Главного управления по вопросам миграции МВД России, позволили стабилизировать миграционную ситуацию в стране, что отразилось на общем состоянии правопорядка.

С целью дальнейшего поддержания миграционной стабильности, снижения возможных рисков неблагоприятного влияния миграции на криминогенную обстановку представляется необходимым:

1. Усилить просветительскую деятельность, включающую в себя более широкое информирование мигрантов о своих правах, реализации мер социальной поддержки, законных способов разрешения проблем, связанных с оформлением документов, поиском работы, оказанием медицинских услуг,

2. Также представляется необходимым оптимизация и усиления контроля в сфере административно-управленческой деятельности служб, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, с целью недопущения злоупотреблений со стороны недобросовестных должностных лиц и работников соответствующих учреждений, излишнего бюрократизма при оформлении документов, превышения должностных полномочий в ходе принятия решений.

3. Целесообразным представляется более широкое вовлечение общественности, религиозных, этнокультурных сообществ в деятельность по инкорпорации мигрантов в российскую социальную среду, изучение российского менталитета, преодоление изоляционной политики в отношении рассматриваемой групп населения, в том числе обусловленной и не всегда правильной позицией самих мигрантов, не желающих изучать язык страны проживания, трудоустраиваться, отдавать детей на обучение в образовательные учреждения.

Нацеленность на модернизацию системы регулирования миграционных потоков позволит реализовать положительный потенциал, заложенных в самих миграционных процессах, в частности ускорение социально-экономического развития, решение демографических проблем, рост благосостояния населения, улучшение культурно-нравственного состояния общества.

ФГКУ «ВНИИ МВД России»

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России